Advertisement

Коворкинг – новый формат офисной недвижимости

Коворкинг (co-working) появился в России с запада: там он популярен уже достаточное время. Формат приносит хорошую прибыль владельцам коммерческой недвижимости и удобен для арендаторов. Данный вид  офисной аренды построен на следующей модели организации труда: сотрудники используют общее офисное пространство для своей работы, но при этом по факту они являются фрилансерами – людьми, работающими удаленно от заказчика услуг.

Таким образом, коворкинг это востребованная сфера бизнеса, где целевой аудиторией выступают многочисленные удаленные сотрудники, программисты, маркетологи, журналисты, переводчики, дизайнеры. Немало найдется среди фринансеров и предпринимателей, деятельность которых непосредственно  связана с интернетом. Например, они принимают и обеспечивают заявки на продажу каких-то товаров или реализацию каких-то услуг. 

Конечно, в силу подобной деятельности такие специалисты могли бы спокойно работать дома, но существует ряд причин, которые побуждают их для большей эффективности использовать отдельные офисные места, выступающие как промежуточная форма работы между домом и другим местом деятельности. Среди же причин, подталкивающих людей к аренде офисного места, самым значимым выступает следующее: дом это место отдыха, а не работы, где трудно сосредоточиться и не отвлекаться по пустякам.     

В результате, можно сказать, что коворкинг это совместные офисы, в структуру которых входят большие помещения, кухня и одна или две переговорных комнаты. Обязательным условием создания офисов данного формата является наличие всей необходимой офисной инфраструктуры – от принтеров и сканеров до Wi-Fi. Аренда может производиться как помесячная, посуточная, понедельная или почасовая. В зависимости от условий договора за сотрудником закрепляется определенное рабочее место, или же он использует стол или часть стола, которая в данный момент свободна. 

Директор департамента офисной недвижимости Knight Frank Николай Обайдин рассказал, что в настоящее время в России активно развивается не только коворкинг как новый формат офисной недвижимости, но сервисные офисы. При этом люди, находящиеся на рынке, могут путать между собой данные понятия. Итак, давайте проясним ситуацию.

Дело в том, что коворкинг в классическом понимании предполагает совместное использование офиса людьми, которые не работают в одной организации и ничем между собой не связаны. В тоже время они делят между собой арендную плату и совместно, на правах аренды, владеют офисной мебелью и техникой.

В свою очередь, сервисные центры основаны на аренде рабочих мест. При этом арендатору предоставляются услуги ресепшн, офисная мебель и зоны общего пользования. Данный формат чаще всего востребован небольшими компаниями и представительствами, которым нужен офис небольшого размера, но с высоким уровнем технического и мебельного оснащения. А, как правило, владельцы бизнес-центров класса А предлагают в аренду офисные блоки площадью не менее 500 квадратных метров.

Николай Обайдин отмечает, что, несмотря на схожесть форматов, коворкинг по принципиальным позициям отличается от сервисных офисов. Кроме того, важно отметить, что для коворкинга характерно использование недорогой офисной недвижимости, включая и лофты, расположенные в районе ТТК.  Хорошими примерами просторной офисной недвижимости могут служить лофт Rebel Art House (метро Бауманская), Co-working №1 (метро Белорусская) и завод Flacon (метро Дмитровская).

В настоящее время по данным адресам активно функционируют коворкинги. Причем арендные ставки в таких местах достаточно гибкие. Например, можно заплатить за неделю, день, месяц или даже за час и минуту использования рабочего пространства. Эксперты подсчитали, что средняя стоимость офисного пространства формата co-working составляет 4,5 – 10,0 тысяч рублей в месяц за одно рабочее место.

Если в общем виде пересчитать эту стоимость как плату за один квадратный метр за год, то получается величина от 200-300 до 500-650 долларов. Такой широкий диапазон цен объясним тем, что на одного человека может приходиться не равное количество «квадратов» - от 6 до 10 квадратных метров, с учетом не только рабочего места, но и переходов, коридоров и других мест общественного пользования.

В целом же аналитики, говоря про годовую аренду схожих по уровню и площади объектов офисной недвижимости без использования формата коворкинг, останавливаются на цифре в $300-350 за  квадратный метр, включая НДС и  операционные расходы.

В свою очередь, для сервисных офисов, наоборот, характерно использование крупных бизнес-центров. Например, сегодня аренда сервисных офисов предлагается в Москве в таких бизнес-центрах как  "Смоленский Пассаж", "Башня на Набережной", "Аврора бизнес-парк", "Ситидел", "Нордстар Тауэр"  "Воздвиженка Центр", "Лесная Плаза", а в Санкт-Петербурге -  "Невский Плаза".

Здесь арендные ставки рассчитываются, исходя от стоимости рабочего места. В пересчете на квадратные метры это выше, чем классическая аренда офиса в классе А. Для сравнения средняя ставка по столице сегодня составляет около $840 за 1 квадратный метр в год. Однако это не позволяет говорить о том, что аренда сервисных офисов обходится арендаторам дороже.

Нет, ведь в эту цену также уже включена мебель, офисная техника, отделка, услуги ресепшн. Все это позволяет маленькой компании работать в хорошем и удобном офисе. При этом данная фирма также уже не платит за общие зоны в офисе, которыми неизбежно пользуются ее сотрудники, а именно коридорами, переговорными комнатами, туалетами, кухнями и гардеробными, в то время как подобные помещения занимают до 20% офисной территории.

Различный принцип работы подразумевает, что и формат помещений у офисов коворкинг и сервисного типа будет различным. Так, если сервисные офисы уже сами по себе приносят прибыль, то доходы от центра, работающего на условиях коворкинга, складываются, в том числе из дополнительных услуг, в которые могут входить услуги по ведению бухгалтерского учета, аренды под мероприятия, проведение собственных образовательных и корпоративных программ. Кроме того, возможны и варианты совмещения коворкинг центров с хостелом или кафе.

Руководство агентства "Малый бизнес Москвы", действующего при Департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства, считает коворкинг   идеальным форматом аренды помещения для начинающих предпринимателей, которые только начинают формировать свою команду, пока не имеют крупных заказчиков и им не выгодно оплачивать аренду отдельного офиса. Ну, и, конечно, в силу обсуждаемых выше причин коворкинг удобен для людей, работающих фрилансерами.

Данное агентство начало развивать сеть городских офисов формата co-working в конце 2012 года и очень быстро почувствовало, что такой бизнес приносит хорошие результаты. Руководитель пресс-службы Ирина Каграманова рассказывает, что в настоящее время на рынке наблюдается серьезный разрыв между предложением и спросом на коворкинг, где спрос намного превышает предложение. Опыт работы агентства показал, что выставленные на аренду офисы мгновенно занимаются потребителями.

В это же время наблюдается ситуация, когда количество коворкингов на рынке сравнительно небольшое. В результате компания активно осуществляет ремонт и переоборудование уже существующих площадей, а также по возможности реализует проекты на базе уже имеющихся подходящих помещений подразделений Агентства. В настоящее время «Малый бизнес Москвы»       поставил перед собой цель в течении ближайших двух лет открыть офисы формата коворкинг в каждом столичном округе. 

Источник: tutrealty.ru