Advertisement

Насколько органичный вариант полицентричной застройки новой Москвы избрали городские власти

 Мегапроект расширения Москвы, начатый Сергеем Собяниным в 2011 году, стал самым масштабным за всю историю административно-территориального деления города. Да и в мире подобных проектов реализовано не так много. Напомним, площадь присоединенных территорий почти в 2,5 раза больше исторической столицы. При этом команда мэра поставила амбициозную цель – создать альтернативные «старому» городу центры для приложения труда, отдыха и проживания людей. О том, как сегодня реализуется уникальная градостроительная задача, насколько органичный вариант полицентричной застройки новой Москвы избрали городские власти, обозревателю «Московской перспективы» рассказал руководитель департамента развития новых территорий города Владимир Жидкин.

Владимир Федорович, пятый год идет планомерное и динамичное развитие новых территорий Москвы. По мнению аналитиков, новые территории становятся все более востребованными как у застройщиков, так и у населения. В чем секрет?
– Секретов никаких нет. Все дело в продуманной и взвешенной градостроительной политике, реализуемой командой профессионалов. На новых территориях и до момента присоединения к Москве велось строительство жилья, инфраструктуры, но разрозненно, фрагментарно. С началом реализации программы развития новой Москвы потребовались иные подходы.
Руководством города, строительным комплексом была разработана и утверждена мэром столицы Сергеем Семеновичем Собяниным концепция развития новой Москвы, основанная на принципе полицентричности. Это и обеспечение дорожно-транспортной, инженерной инфраструктурой, и сохранение экологии, и комплексный подход к строительству жилья. Наконец, приоритетное строительство объектов социального назначения и новых рабочих мест. Практическая реализация концепции уже дала серьезные результаты.

Давайте обратимся к цифрам… 
– Пожалуйста – с начала освоения территории возвели 23 детских сада и 8 школ, 7 поликлиник, создано порядка 100 тыс. новых рабочих мест. Выросли целые жилые современные комплексы со всей необходимой инфраструктурой. В 2016 году мы построим 4 школы, 10 детсадов, 4 пожарных депо, подстанцию скорой помощи в Троицке. Очень важно, что качество строительства жилья и других объектов в полной мере отвечает столичным требованиям. Можно утверждать, что к 2035 году новая Москва станет вровень с исторической частью города. Напомню, согласно схемам территориального планирования Троицкого и Новомосковского округов (ТиНАО), к 2035 году население новой Москвы достигнет 1,5 млн человек, здесь создадут 1 млн рабочих мест, построят 700 км дорог и 45 км линий метро.

Некоторые скептики утверждают, что ввод недвижимости в нынешнем году ввиду экономических трудностей значительно снизится. Вы разделяете такие прогнозы?
– Наша задача строить и выполнять намеченные планы, а прогнозами пусть занимаются теоретики. За четыре с небольшим года построено 10 млн кв. метров недвижимости – это скептикам для информации. Говоря о результатах работы в нынешнем году, отмечу, что намеченное, а это 2 млн кв. метров жилой и 1 млн кв. метров нежилой недвижимости, будет построено. Более того, постараемся улучшить прошлогодние показатели в том числе за счет малоэтажного строительства. Индивидуальные дома, таунхаусы, малоэтажные жилые комплексы стали, по данным экспертов, устойчивым трендом: каждый четвертый квадратный метр, введенный в новой Москве с начала года, приходится на малоэтажное и индивидуальное жилье.
Но не одними метрами недвижимости привлекательна новая Москва. Все-таки главным фактором я бы назвал опережающее создание социальной инфраструктуры, обозначенное мэром Москвы. За 4 года одновременно со сдачей жилья у нас ввели в эксплуатацию 8 объектов здравоохранения, в том числе 7 поликлиник. Все они построены инвесторами, при этом городской бюджет профинансировал подведение коммуникаций к четырем быстровозводимым поликлиникам.
Построим 11 детских садов на 2,5 тыс. мест, из них 4 объекта за счет средств Адресной инвестиционной программы. Так что проблемы обеспечения детей местами в детских садах и школах уже в будущем году в новой Москве не будет. Школьники смогут учиться в одну смену, а в ближайшие 20 лет в ТиНАО планируется разместить около 500 новых образовательных учреждений: 170 школ, 320 детских садов и более сотни спортивных объектов.

Когда планируется утвердить новый Генплан «Большой Москвы»? 
– Напомню, сейчас утверждена схема территориального планирования новой Москвы. Прошли публичные слушания, согласительное совещание с властями Московской области. Вырабатывается единое видение перспектив строительства и развития транспортной инфраструктуры региона и многие другие важные вопросы. 
Новые правила землепользования и застройки в Москве будут утверждены, как заверил заммэра Марат Хуснуллин, до 1 июля 2017 года. Тогда уже можно будет говорить об утверждении Генплана развития этой территории. Думаю, он будет утвержден к концу этого или началу следующего года.

Удастся ли сохранить темп и объемы дорожного строительства в новой Москве? 
– По решению мэра Москвы Сергея Собянина расходы на дорожное строительство по Адресной инвестиционной программе до 2018 года вырастут на 30 млрд рублей. Таким образом, финансирование увеличено до 45 млрд рублей. 
Недавно мэр Москвы Сергей Собянин открыл движение по реконструированному участку Калужского шоссе от МКАД до пересечения со строящейся трассой Солнцево – Видное – Бутово. Этот участок был построен в рамках первого этапа реконструкции 20–29-го км Калужского шоссе. Открыт самый длинный из предусмотренных проектом реконструкции почти километровый тоннель у поселка Газопровод. Тоннель входит в двухуровневую развязку, по нему пойдет основной ход Калужского шоссе, а пересекающие его потоки транспорта – сверху по перекрытым участкам.
Значительная часть дополнительных бюджетных средств, более трети, предусмотрена на строительство дорог в новой Москве – 11 млрд рублей. Сейчас ведется активное строительство автомобильной дороги Боровское шоссе – Киевское шоссе – деревня Ботаково общей протяженностью 13 км. В рамках этого проекта строится автомобильная эстакада в районе поселения Первомайское и двух подземных переходов. Завершение строительства объекта запланировано на второй квартал 2017 года.
К настоящему времени завершены строительно-монтажные работы автомобильной дороги от Боровского шоссе до пересечения с улицей Горького в поселении Кокошкино (подход к эстакаде на 33-м км Киевского направления МЖД) общей протяженностью 1,1 км. Также завершается строительство участка автодороги от улицы Железнодорожной до границы с Московской областью (подход к эстакаде на 33-м км Киевского направления МЖД). Его ввод намечен на первый квартал будущего года. Эти три дороги протяженностью 15 км составят единую хорду, которая соединит районы новой Москвы от Калужского шоссе до границ Московской области в районе Минского шоссе.
В рамках дополнительного финансирования в соответствии с Адресной инвестиционной программой города Москвы на 2015–2018 годы предусмотрено строительство объектов общей протяженностью 31,65 км. В том числе первой очереди транспортно-переса-дочного узла «Саларьево», который планируется завершить в 2018 году. Пока ведется его проектирование. Сейчас возле станции метро «Саларьево» работает плоскостной ТПУ. Люди приезжают, оставляют машину и пересаживаются на метро. Кроме того, сюда приезжают автобусы. ТПУ «Саларьево» будет обслуживать жителей поселений Мосрентген, Московский и Сосенское. Это мощнейший транспортно-пересадочный узел на подъезде к Москве, которым могут пользоваться жители как присоединенных территорий, так и области.

Для развития такой территории необходима и современная инженерная инфраструктура, которая требует немалых затрат? 
– Действительно, это весьма затратное дело, включающее инженерные изыскания, проектирование, строительство крупных объектов на обширной территории. Но без него невозможен ввод нового жилья и других объектов. К примеру, к 2025 году мы должны проложить 235 км водопроводных сетей диаметром 300–1000 мм, а к 2035-му этот километраж практически удвоить. Не менее масштабные объемы требуются для полноценного электро-, тепло- и газоснабжения. Нетрудно представить предстоящий объем работ. На развитие коммунально-инженерной инфраструктуры ТиНАО в 2016–2017 годах город выделил бюджет более 6,3 млрд руб. Но здоровье, комфорт и благополучие жителей новой Москвы, убежден, стоит таких затрат и усилий строителей.

Раздел сайта: