Advertisement

Пандемия, безусловно, изменит рынок жилья

Главные вкладки

Изображения

Пандемия выявила слабые места рынка недвижимости. Если раньше мы проектировали и строили жилые комплексы исходя из того, что человек большую часть своего времени проводит за пределами дома. По сути, квартира имела функцию места для сна и приема пищи. Теперь многие, относительно новые дома перестали удовлетворять требования городского жителя к ним. Сегодня мы проводим больше времени дома и на первый план выходит наличие рабочего и личного пространства для каждого члена городской семьи. Тем самым, увеличиваются площади общественных пространств в квартирах – гостиной и кухни, а площади спален уменьшаются. Раньше просторные лобби с библиотеками и переговорными были только в элитных домах. Сегодня потребность в просторном лобби испытывают жилые проекты стандарт и комфорт класса. Их жителям тоже необходимо место, где можно разместить коворкинг, кинозал, постоматы и встретиться со своими гостями или пообщаться с соседями.  В крупных жилых комплексах наблюдается и необходимость расширения территории придомового благоустройства.  Девелоперы уже значительно увеличили финансовые затраты на создание комфортной жилой среды. Если раньше от общей стоимости проекта на благоустройство выделяли не более 1%, то сегодня затраты составляют порядка 4-5%. Тем самым, значительно улучшается качество детских и спортивных площадок, прогулочных зон во дворе. Но, одновременно с этим мы наблюдаем рост числа жителей в ЖК. А значит увеличивается нагрузка на их благоустройство. Семьям уже не хватает места на детских площадках, плотность людей на квадратный метр придомовой территории растет. А значит, необходимо не только улучшать качество внутреннего благоустройства, но и расширять его территорию.

Если говорить об участниках рынка, сейчас для средних и малых девелоперских компаний непростое время. Многие не переживут пандемию и экономический кризис, связанный с ней. Некоторых поглотят большие компании, кто-то просто уйдет с рынка. Возможно, это естественный рыночный процесс. Но если рынок потеряет небольшие компании и на нем останутся только крупные игроки, Москва может утратить архитектурное разнообразие проектов. Крупным игрокам интересны в большинстве случаев масштабные застройки, как правило это типовые проектные и архитектурные   решения.  В то время, как маленькие и средние девелоперские компании строят небольшие авторские, уникальные проекты, такое мнение высказал Директор международной проектной компании Genpro Даниил Катриченко.